Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
27.06.2024
Московские истории
Автор: Поварова Елена Александровна
Елена Васильева и Борис Минухин с сыном Вадимом. 1932–1933 годы. Москва
Козловы, Васильевы, Кудрявцевы, Минухины... №7 (403) Июль 2024 Подписаться

 

Дети Ф.А. Васильева в санях. 1910–1912 годы. Семипалатинск

В 1958 году газета «Вечерняя Москва» в четырех номерах — от 6, 10, 12 сентября и 2 октября — опубликовала статью Ю. Юрова «По следам дяди Гиляя», где, в частности, говорилось о доме, упомянутом в свое время В.А. Гиляровским: «Подколокольный переулок, 11. Не приходилось ли вам, когда вы шли от Солянки левой стороной Подколокольного переулка, останавливаться у театрального стенда, прикрепленного к угловой части дома №11? Вы, наверное, не раз узнавали здесь дни ближайших спектак­лей московских театров, в том числе и “На дне” в Московском Художественном театре. Именно сюда, в дом Степанова с его ночлежками и трактиром “Каторга”, и приходили создатели спектакля “На дне”. <…> Давным‑давно были уничтожены ночлежки в этом доме, где происходили события, описанные в книге “Москва и москвичи”, снесены нары и перегородки, выкурен дух Хитровки. <…> Как и следовало ожидать, никаких признаков пресловутой “квартиры №6” обнаружить не удалось, хотя все старожилы этого большого дома в один голос утверждали, что сюда, в ночлежку, когда‑то приходили к театральным переписчикам творцы спектакля “На дне”». Заканчивая рассказ о современном состоянии дома и его обитателях, связанных с миром театра и кино, автор пишет: «Этажом ниже живет один из работников студии, создающей мультипликационные фильмы, — Марина Владимировна Козлова».

Это имя когда‑то уже мимолетно всплывало в ходе моих разысканий по поводу судеб других людей, с которыми М.В. Козлова была как‑то связана. Но как именно? Уже тогда я решила собрать сведения и о ней. Обратилась к архивам, справочной литературе, старой газетно‑журнальной периодике (список использованных источников привожу в конце). Кое‑что в итоге удалось выяснить. А позже мне попалась на глаза статья Ю. Юрова, побудив меня поделиться найденной информацией с читателями.

Из автобиографии, составленной Мариной Владимировной в 1949 году: «Родилась 26 февраля 1916 года в г. Николаевске‑на-Амуре. Отец был врач, мать домашняя хозяйка. <…> С 1920 по 1924 г. жила во Владивостоке. С 1924 г. живу в Москве. В 1931 г. окончила школу‑семилетку. С 1931 г. по 1933 г. училась в профессионально‑технической школе завода “Серп и молот”, которую и закончила со специальностью электромонтера — установщика агрегатов. С 1933 г. по 1936 г. работала в Центросоюзе в качестве контролера‑учетчика. В 1936 году поступила работать в киностудию “Союзмультфильм”. По 1939 г. работала раскрасчиком целулоида (так в тексте. — Е. П.), по 1941 г. — контролером. Во время Отечественной войны, когда студия была эвакуирована в г. Самарканд, несколько месяцев была бойцом оборонной команды здания студии. В 1942 году при ст[удии] «Воен­техфильм» (впоследствии — «Центр­научфильм». — Е. П.) была организована мультипликационная группа во главе с режиссером О.П. Ходатаевой, где я работала в качестве заливщика (специалист, раскрашивающий фазы объекта или персонажа внутри его контура в соответствии с цветовой моделью, разработанной художником‑постановщиком. — Е. П.). По возвращении студии из Самарканда была назначена начальником цеха заливки. В этой должности работаю по сей день».

В документах М.В. Козлова указывает свой домашний адрес — Подколокольный переулок (в разное время фигурировали и другие названия — например, «Хитрова площадь», «Площадь Максима Горького»), 1/11, квартира 13. Согласно справочнику «Вся Москва» на 1927 год, по этому адресу тогда также проживал «Ф.А. Васильев, сотрудник Ком[оммунистического] Ун[иверситета] [национальных] меньш[инств] Зап[ада]» (существовало в Советской России в 1922–1936 годах и такое учебное заведение). Кем же был человек, с которым Козловы обитали под одной крышей?

Федор Алексеевич Васильев (1871–1942) — уроженец Островского уезда Псковской губернии, из крестьянского сословия, выпускник Санкт-Петербургского учительского института — всю жизнь посвятил народному образованию: преподавал в городских училищах Онеги, Опочки, Влоцлавека Варшавской губернии, в учительских семинариях городов Бяла Седлецкой губернии, Семипалатинска, Тобольска, состоял инспектором народных училищ Баргузинского и Верхнеудинского округов Забайкальской области, Амурской области, Одиннадцатого участка в городе Туринске Тобольской губернии; продолжил педагогическую деятельность после революции в различных образовательных учреждениях, в том числе в упомянутом Университете национальных меньшинств; был также лектором‑музыковедом, театральным обозревателем, исследователем творчества писателя, поэта, публициста Ф.К. Сологуба, автором первого путеводителя по пушкинским местам Псковской губернии (М., 1924). Часто выступал под псевдонимом «Васильев-Ушкуйник». Вот объявление в «Вечерней Москве» (1930. №111. 16 мая): «Сегодня. Об‑во А.П. Чехова и его эпохи (пом[ещение] ЦЕКУБУ (Центральная Комиссия по улучшению быта ученых. — Е. П.), ул. Кропоткина, 16). Д[оклады]: 1. Т[оварища] Роскина “А. П. Чехов и декаденты” и 2. Т. Васильева-Ушкуйника “Ф. Сологуб в ра­­бо-
те над романом “Мелкий бес”».

Ф.А. Васильев значился «застройщиком» (очевидно, так в то время обозначался ответственный квартиросъемщик) квартиры №13 дома 1/11 в Подколокольном переулке. Жил он здесь с семьей по крайней мере с 1924 года, о чем можно судить по записке, которую Федор Алексеевич прикрепил к путеводителю «Пушкинские уголки Псковской губернии», чтобы передать его известной собирательнице русского северного фольклора Ольге Эрастовне Озаровской (1874–1933). На самом путеводителе он написал чернилами:

«Глубокоуважаемой Ольге Эрастовне на память об “уголках” в юбилейные дни 12–16 сент. 1924 г. от автора. Васильев.

 

Многое замолкло. Многие ушли.

Много дум уснуло на краю земли.

Но остались песни и остались дни.

А. Блок».

Поясним по поводу «уголков» и «юбилейных дней». Речь идет о «пушкинских уголках» — так называли места в Псковской губернии, связанные с памятью поэта. А юбилей тут двойной: «В 1924 году отмечали <…> 125‑летие со дня рождения Александра Пушкина и столетие со дня его приезда в ссылку в Михайловское» (см., напр.: https://vk.com/wall-66253692_5827; дата обращения: 25.03.2024).

Ко второй странице обложки подклеен листок из блокнота с надписью карандашом: «Уважаемая Ольга Эрастовна! Оставляю свою малютку‑книжечку на память и очень прошу дать отзыв о ней, ценный для меня: знаю, что Вы любите поэта и удивительно его чувствуете. Постараюсь поймать Вас дома, но буду благодарен, если Вы пришлете письменный отзыв по адресу: Хитрова площадь, дом №1/11, кв. 1. Федор Алексеевич Васильев». Номер квартиры здесь указан другой, чем в справочнике и в документах М.В. Козловой, однако это, видимо, обусловлено коммунальной чехардой того времени, квартира же оставалась одна и та же.

Ф.А. Васильев был женат на Марии Михайловне, урожденной Кудрявцевой, дочери «опочецкого купецкого брата» (город Опочка Псковской губернии) Михаила Ивановича Кудрявцева и его супруги Пелагеи Алексеевны. В семье Михаила Ивановича было по крайней мере пятеро детей — Мария, Анна (будущая мать нашей героини), Александра, Владимир, Иван. Сохранились фотографии членов этого семейства, публикуемые здесь. На одной из них — Анна Михайловна с дочерьми (Марины здесь нет, она родилась позже), на другой — дедушка Михаил Иванович Кудрявцев с маленькой внучкой — одной из дочек Анны Михайловны. Имена ее старших дочерей нам неизвестны, их дальнейшие судьбы — тоже, однако, если учесть обстановку на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны, вряд ли тут можно предполагать что‑либо оптимистическое. Две любительские фотографии 1901–1904 годов: летние дни в Опочке. На одном снимке — семья Кудрявцевых со взрослыми замужними дочерьми и внуками. Другой подписан: «Семья Васильевых и Козловых», Кудрявцевых‑родителей уже нет, они скончались в начале 1904 года; здесь Мария Михайловна и Анна Михайловна с мужьями, детьми и неким господином, который на других снимках значится как «дядя Ваня».

А.М. Кудрявцева вышла замуж за Владимира Козлова (отчество неизвестно), о котором мы знаем только то, что он был врачом и имел частную практику в городе Николаевске‑на-
Амуре. В годы японской интервенции и Гражданской войны город неоднократно становился ареной ожесточенных сражений, и то, что Марина Козлова с родителями остались живы, кажется чудом...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (403) Июль 2024 О впечатляющей перекличке эпох
Большое кольцо Московского метро История длиной в полвека
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель*
«Благодушный и скромный тон широкого меценатства» О потомственном промышленнике Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцове (1834–1913) и созданном им храме великомученика Димитрия Солунского
Добрая столица Фотографии Алексея Анатольевича Елисеева
Ученик Фаворского О художнике Борисе Валериановиче Грозевском (1900–1955)
Козловы, Васильевы, Кудрявцевы, Минухины... По следам одной публикации
«Светлые русские личности» Из воспоминаний
Памятники допожарной Москвы О домах на Пятницкой улице, уцелевших в московском пожаре 1812 года