Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
27.06.2024
К читателям
Автор: Грушина Анна Филипповна
фотография А.А. Елисеева
№ 7 (403) Июль 2024 №7 (403) Июль 2024 Подписаться

Самое начало 1988 года. Страну штормит от социальных и политических преобразований. Общество расколото. Одни считают, что нельзя вновь рушить все до основания, другие, напротив, уверяют: из удобренной пеплом земли смогут прорасти прекрасные всходы будущего. Были и третьи, кто целенаправленно выполнял план внешних кураторов по уничтожению империи под названием Советский Союз. Это о плодах их циничного делания провидчески писал Владимир Высоцкий в конце 1960‑х:

Пусть впереди большие перемены —

Я это никогда не полюблю!

Для нас, издателей журнала, были и свои плюсы во всем происходящем: из шкафов и тумбочек извлекались папки с рукописями, возвращались к жизни забытые имена, что поднимало ежемесячные тиражи иных периодических изданий до миллионных значений... Вот и мы в январском номере «Архитектуры и строительства Москвы» — по сути, предтечи «Московского журнала» — приступили к печати повести Ив. Кремнева «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии».

«Ив. Кремнев» — псевдоним А.В. Чаянова (1888–1937), ученого‑экономиста, социолога, исследователя Москвы, писателя. Его судьба сложилась трагически: в 1930‑м он был арестован по ложному обвинению во «вредительстве», объявлен «злейшим врагом социализма». При этом труды его оставались почему‑то в открытом доступе Ленинской библиотеки, правда, никто ими не пользовался.

Родился Чаянов в Москве в семье, происходившей из крестьян. Окончил Петровскую (ныне — Тимирязевская) сельскохозяйственную академию, впоследствии стал ее профессором. Основными темами экономических исследований ученого были крестьянское хозяйство, кооперация. Кстати, это он является автором таких терминов, как «моральная экономика» и «продовольственная безопасность». При этом Александр Васильевич глубоко погружался в градостроительные проблемы Москвы, состоял членом общества «Старая Москва», занимавшегося изучением истории города, был талантливым беллетристом, писателем‑фантастом. «Путешествие...», написанное им в 1920‑м, тоже относится к жанру фантастики. Автор изображает Москву 1984 года, предлагая читателям свое представление о путях реконструкции столицы; проницательность некоторых его предвидений поражает и сегодня.

Мы вспомнили здесь А.В. Чаянова совсем не случайно (хотя помянуть добрым словом выдающегося соотечественника никогда не бывает лишним). В «Путешествии...» он показал нам чудесный город‑сад, над которым кружат аэропланы. Грузы перемещают, пассажиров по нужным адресам доставляют. Впрочем, такие перспективы до сих пор будоражат умы архитекторов, инженеров‑градостроителей. Но не менее актуальными всегда оставались — и в творчестве фантастов, и в дерзких замыслах инженеров — планы освоения подземного пространства…

Подобные «фантазии» имеют свойство в том или ином виде сбываться. В 1935 году состоялся пуск первой очереди Московского метрополитена — дива дивного для того времени. И дальше темп сооружения «внеуличных дорог будущего» только нарастал. Их сеть охватывала все новые городские пространства, усложнялась, соединялась с линиями железнодорожного транспорта.

Об одном из этапов этого поражающего своими масштабами, размахом и технологичностью процесса — строительстве Большой кольцевой линии — в этом номере рассказывает С.Л. Живаев в статье «Большое кольцо Мос­ковского метро. История длиной в полвека». Автор подробно прослеживает эпопею (иначе не скажешь) создания БКЛ, начиная с первых послевоенных проектов. Концепция не раз менялась, усложнялась, совершенствовалась… В итоге грандиозное кольцо замкнулось: 31 станция, 70 км линий, включая служебные ветки. А еще археологические находки, обнаруженные при прокладке БКЛ. Возраст некоторых превышает 400 млн лет: впечатляющая перекличка эпох!

Большое кольцо Московского метро История длиной в полвека
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель*
«Благодушный и скромный тон широкого меценатства» О потомственном промышленнике Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцове (1834–1913) и созданном им храме великомученика Димитрия Солунскогоrn
Добрая столица Фотографии Алексея Анатольевича Елисеева
Ученик Фаворского О художнике Борисе Валериановиче Грозевском (1900–1955)
Козловы, Васильевы, Кудрявцевы, Минухины... По следам одной публикации
«Светлые русские личности» Из воспоминаний
Памятники допожарной Москвы О домах на Пятницкой улице, уцелевших в московском пожаре 1812 года
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн