Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
27.06.2024
Записки москвоведа
Автор: Дроздов Денис Петрович
Парадный фасад дома Силина. Фотография 1989 года
Памятники допожарной Москвы №7 (403) Июль 2024 Подписаться

У 4-й пожарной станции на Пятницкой улице. Фотография 1920-х годов

Пожар 1812 года нанес тяжелый урон Замоскворечью, имевшему в основном деревянную застройку. В тот день, когда Наполеон торжественно въезжал в Кремль, казаки, стоявшие у деревянного Москворецкого моста, подожгли его. Замоскворечье стало одним из эпицентров пожара. Огонь бушевал здесь с особенной неистовой силой. По сообщениям очевидцев, объятый пламенем район «представлялся взволнованным огненным морем». Москвовед П.В. Сытин в книге «Пожар Москвы в 1812 году и строительство города в течение 50 лет» (см. список источников и литературы в конце) приводит такую статистику: в Якиманской полицейской части из 474 домов в огне пострадало 435, в Пятницкой из 533 — 528. Однако не все здания сгорели дотла. Некоторые впоследствии были восстановлены. Их можно увидеть и сегодня на замоскворецких улицах. Ниже речь пойдет о шести допожарных домах на улице Пятницкой. Стоит отметить, что несколько зданий более позднего времени включают объемы XVIII столетия; нас же в данном случае интересуют только те, которые после пожара не сильно изменились.

Палаты XVII века
(№ 6, во дворе)

Первые сведения об этом владении относятся к 1740‑м годам. Здесь находились две усадьбы. Северная, расположенная ближе к Черниговскому переулку, принадлежала наследникам князя А.И. Дашкова, южная — фабриканту А.С. Еремееву. В обоих дворах в удалении от красной линии стояли палаты, возведенные в конце XVII столетия. К 1762 году участки объединили в одно владение, хозяином которого стал купец Е.С. Еремеев. Он приказал перестроить южные палаты и присоединить их к северным посредством возведения дополнительного двухэтажного объема. В итоге главный дом усадьбы оказался сильно вытянутым с севера на юг.

В начале XIX века владение состояло из главного дома в глубине участка, двух боковых каменных флигелей, выходящих на Пятницкую улицу, высокой каменной ограды вдоль улицы, нескольких сараев, конюшни и сада в южной части двора. В пожаре 1812 года сгорели только деревянные постройки. Через четыре года при новом собственнике — купце Д.Т. Гжельцове — флигели были соединены с главным домом. В 1842 году по распоряжению уже Д.Д. Гжельцова вместо ограды на Пятницкой улице соорудили одноэтажные каменные лавки с тремя проездами на задний двор.

В 1872‑м усадьбу приобрел звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь. Владение стало доходным. В это время над каменными лавками возвели второй этаж с галереями и заложили два боковых проезда, оставив только центральный. Усадьба приобрела вид, сохранившийся до наших дней. Здание на красной линии — редкий для современной Москвы пример дома с «галдарейками» (открытыми галереями, с помощью которых комнаты сообщались друг с другом). Центральный проезд выводит во внутренний двор, в котором стоят палаты конца XVII столетия, принадлежавшие в 1740‑х годах князьям Дашковым и купцам Еремеевым. Сегодня здесь располагаются рестораны, поэтому помещения со сводчатыми потолками можно увидеть воочию.

 

Палаты Журавлевых
(№ 10, строение 2)

Городская усадьба сформировалась в 1750‑х годах, когда фабрикант‑суконщик И.Г. Журавлев объединил два участка. В 1759 году он решил сломать старые деревянные строения и возвести каменные палаты с отступом от красной линии. Первоначально здание было одноэтажным с подвалом. В центре располагался каретный проезд на задний двор. Вероятнее всего, над каменной частью возвышался деревянный этаж. В 1772 году П.Д. Журавлева, вдова предыдущего хозяина, надстроила палаты кирпичным этажом. В 1790‑м владение приобрел купец П. Степанов. При нем на территории двора, помимо главного дома, имелись два деревянных флигеля позади палат и два каменных на красной линии Пятницкой улицы.

В пожаре 1812 года сгорели деревянные постройки и значительно пострадали каменные. После изгнания Наполеона новый собственник Ф.П. Степанов начал ремонт каменных зданий, закончившийся в 1824 году. Каретный проезд в центральной части главного дома был преобразован в лестничную клетку с вестибюлем. В 1873 году при купце Л.И. Шевцове сделали каменную пристройку к палатам с тыльной стороны. Следующие владельцы, купцы Любимовы, в 1880‑х годах приказали обстроить службами весь периметр усадьбы. Тогда же обновили интерьеры и наружный декор главного дома.

В начале XX века при купце Н.Г. Григорьеве палаты соединили с северным флигелем посредством перехода‑галереи. В 1904 году архитектор А.М. Калмыков построил на красной линии доходный дом (Пятницкая улица, 10, строение 1). Сегодня это пятиэтажное здание скрывает старинные палаты Журавлевых. Чтобы их увидеть, нужно войти в арку. Вросший в землю первый этаж выглядит скорее подклетом — полуэтажом. Он был хозяйственным, здесь хранились припасы и предметы быта. Верхний жилой этаж отличается более яркими элементами декора — карнизом и прямоугольными окнами в плоских нишах.

Барочные палаты
(№ 13, строение 2)

Историю владения между Пятницкой улицей и Большим Овчинниковским переулком можно проследить с середины XVIII века. Тогда усадьба, находившаяся в собственности купца 1‑й гильдии П.А. Замятнина, состояла из каменного главного дома, нескольких деревянных построек и обширного сада. Главный дом сохранился до наших дней, и в большинстве путеводителей говорится, что это — палаты XVII столетия. Однако многочисленные зондажи и шурфы реставраторов показали: вероятнее всего, здание возводилось в 1730–1740‑х годах. В 1760‑х первоначальные палаты были расширены пристройками с северной и восточной сторон. В начале XIX века владение принадлежало купцам Крашенинниковым.

Здание сильно пострадало в пожаре 1812 года. В ходе восстановительных работ фасады получили отделку в стиле московского ампира. Их части, выходящие к Пятницкой улице и к Большому Овчинниковскому переулку, украсили треугольными фронтонами с полуциркульными окнами в центре. Окна второго этажа растесали до современных размеров. С 1820‑х годов объемно‑пространственная композиция практически не изменилась. Правда, в наши дни разобрали ретираду — отхожее место, располагавшееся с восточной стороны. В конце XIX столетия при купцах Булочкиных фасады переделали в духе эклектики. В 1909 году северная стена здания стала частью доходного дома, построенного по заказу купца И.М. Гальперина архитектором Ф.О. Шехтелем.

Недавно дом отреставрировали. Реставраторы выделили красным цветом объем первоначальных палат, а белым — места ранее существовавших плоских лопаток и пояса ширинок. Оконным проемам вернули обрамление в виде ушастых наличников ХVIII века. Остальная часть стен сохранила декоративную обработку в стиле ампир с междуэтажным и венчающим карнизами. Фасады со стороны улицы и переулка, как и 200 лет назад, увенчаны треугольными фронтонами с полуциркульными окнами. Над центральным входом был восстановлен чугунный козырек на металлических столбиках с узорными кронштейнами...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (403) Июль 2024 О впечатляющей перекличке эпох
Большое кольцо Московского метро История длиной в полвека
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель*
«Благодушный и скромный тон широкого меценатства» О потомственном промышленнике Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцове (1834–1913) и созданном им храме великомученика Димитрия Солунского
Добрая столица Фотографии Алексея Анатольевича Елисеева
Ученик Фаворского О художнике Борисе Валериановиче Грозевском (1900–1955)
Козловы, Васильевы, Кудрявцевы, Минухины... По следам одной публикации
«Светлые русские личности» Из воспоминаний
Памятники допожарной Москвы О домах на Пятницкой улице, уцелевших в московском пожаре 1812 года