Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Даты, события, факты
Автор: Давыдова Ольга Анатольевна

О. Кадоль. Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Акварель. 1827 год

«Драгоценное народное достояние» №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Тверская площадь.
Москва. Конец XIX века

Первый всероссийский конкурс проектов памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве был объявлен еще в 1872 году. Для оценки будущих моделей высочайше учрежденный Комитет по проведению конкурса пригласил известных скульпторов и живописцев. Чтобы жюри могло беспристрастно судить представленные на обозрение работы, постановили состязание проводить анонимно и конверт с именем автора вскрывать только после завершения подсчета голосов.

Участвовать в конкурсе пожелали многие видные российские ваятели. Решил попытать счастья и академик скульптуры Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Прежде чем приступить к созданию скульптурного образа поэта, он пересмотрел огромное количество иллюстративного материала. Главным подспорьем в работе стали посмертная маска Пушкина, его прижизненные портреты кисти художников В.А. Тропинина и О.А. Кипренского, а также бюсты, выполненные скульпторами И.П. Витали и С.И. Гальбергом.

На выставке, открывшейся 22 марта 1873 года в залах Опекунского совета в Петербурге, демонстрировались 15 моделей. Три из них — опекушинские. Несмотря на то, что конкурс широко рекламировался в печати, выставка публику не заинтересовала. Чаще всего редкие посетители останавливались возле проектов П.П. Забелло (№8) и А.М. Опекушина (№13 и 15). На обоих Опекушин изобразил Пушкина в полный рост в плаще‑альмавиве. В проекте №13 поэт стоит на скале со скрещенными на груди руками, со всех сторон окруженный героями своих произведений.

Весьма сдержанными в оценке работ оказались и члены жюри. Внимательно осмотрев экспозицию и увидев почти однотипные фигуры сидящего или стоящего Пушкина в окружении скульптурных групп, они пришли к единодушному мнению: ни одна модель не достойна послужить основой для создания будущего памятника. Тем не менее проекты П.П. Забелло, И.Н. Шредера, А.Р. Бока, Е.М. Ильенко и А.М. Опекушина были отмечены премией на общую сумму 3,5 тысячи рублей. Поскольку по результатам тайной баллотировки лидировала модель Опекушина под №13, ему досталась самая большая премия в размере 1000 рублей. Комитет объявил второй конкурс, выдвинув главное требование к скульптуре: одиночная фигура в полный рост.

* * *

Александра Михайловича воодушевило внимание публики к его проектам, вселило в него надежду на победу. Он вновь погружается в поиски — изучает живописные и скульптурные порт­реты Пушкина, расспрашивает людей, лично знавших поэта, вчитывается в замечания и пожелания членов жюри. Как соблюсти главное условие конкурса — раскрыть образ поэтического гения, изваяв только его фигуру и ничего более?

24 марта 1874 года в Петербурге в зале Академии наук демонстрировались 19 проектов. Самое большое число голосов набрали проекты №2, 17, 18 и 19, выставленные под девизом «Скульптор». По вскрытии конверта стало известно имя автора — академик А.М. Опекушин. Лучшей из четырех признали модель под номером 17. Журнал «Всемирная иллюстрация» писал: «Мы имеем перед собой произведение простое и цельное и вполне выражающее то, что нужно; это поэт, это Пушкин; эта фигура должна непременно связаться с именем Пушкина как нечто типическое, идущее к нему одному и именно его выражающее».

Однако и эта обратившая на себя внимание публики модель не была принята в качестве окончательной. Не понравилось, что Пушкин держит за спиной шляпу (более подходит книга), что изваяние слишком статично. Имелись претензии и к портретному сходству. Тем не менее, как отмечала пресса, если исправить указанные недостатки, «можно было бы остановиться на этой красивой статуе».

В пылу обсуждения даже высказывалась мысль о необходимости отложить создание памятника лет на 15, но организаторы подобную идею отвергли. Решили третий конкурс не объявлять, предложив лидерам состязания — А.М. Опекушину и П.П. Забелло — «изготовить в увеличенном и исправленном виде две новые модели как статуи, так и пьедестала» с учетом всех высказанных замечаний. Опекушину члены комиссии посоветовали «избегать в фигуре самого поэта излишнего позирования, которое замечается во всех его (Опекушина. — О. Д.) проектах, и обратить внимание на силуэт фигуры». Кроме того, скульпторам рекомендовали «позаботиться о костюме поэта. Умный и осторожный выбор между модами того времени может значительно способствовать как прелести произведения, так и его типичности».

* * *

«Позаботиться о костюме» — этот вопрос решить легко: достаточно, как сказано, изучить тенденции моды пушкинского времени. А вот что касается фигуры… А.М. Опекушин вновь и вновь обращается к имеющимся скульптурным и живописным изображениям Пушкина, особенно к ростовым. Внимание ваятеля привлекает небольшая, высотой 46 см, статуэтка работы скульптора А.И. Теребенева, запечатлевшего поэта в сюртуке со скрещенными на груди руками. Эту статуэтку Александр Михайлович видел и ранее, однако сейчас она оказалась полностью созвучной его мыслям. Свою работу Теребенев выполнил в год смерти Пушкина. По мнению некоторых пушкиноведов, он не раз видел Александра Сергеевича в книжной лавке своего отчима на Невском проспекте и потому сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством, исполненный смысловой и пластической выразительности образ поэта. Можно предположить, что именно это произведение сослужило Опекушину наибольшую службу, в том числе дав понять: короткое одеяние для фигуры Пушкина не лучший вариант; в окончательной модели полы плаща удлинены и пущены волнами.

Третья выставка открылась в здании Общества поощрения художников 2 апреля 1875 года. А.М. Опекушин представил шесть проектов, П.П. Забелло — два. Со своими моделями к ним присоединились скульпторы И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. Однако из‑за громоздкости композиции две последние работы не составили конкуренцию работам основных претендентов. Отклик обозревателя «Всемирной иллюстрации»: «Шесть фигур <…> Опекушина выделаны вполне изящно и отличаются лепкою, способною удовлетворить самый требовательный вкус знатока. В них скульптор достиг сочетания правды с поэзией, не пожертвовав ни сходством, ни реальною точностью костюма XIX века». Большинство посетителей собиралось у опекушинского проекта под №7. Именно на этой модели со «счастливым» номером и остановил свой выбор Комитет конкурса.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*