Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
29.04.2022
История, истории...
Автор: Вера Леонидовна Кошелева
М.И. Сухова в партизанском отряде
Партизаны Великой Отечественной №5 (377) Май 2022 Подписаться

Борис Константинович Макасеев

Василий Николаевич Беляев (1902/ 1903–1967) — один из выдающихся советских режиссеров-документалистов, вписавший ярчайшие страницы в кинолетопись Великой Отечественной войны. По значительности и многообразию созданных им произведений он стоит в одном ряду с такими кинорежиссерами, как И. П. Копалин и Л. В. Варламов1. Недаром историки кино называют В. Н. Беляева, И. П. Копалина и Л. В. Варламова «тремя богатырями фронтовой кинорежиссуры»2.

Военная фильмография В. Н. Беляева включает в себя пять полнометражных документальных лент — «Черноморцы», «69-я параллель», «Битва за Севастополь», «Народные мстители», «Парад Победы». В первых трех увековечены мужество и героизм наших моряков. В последнем прославлен исторический подвиг советского народа во Второй мировой войне. Огромный вклад, внесенный партизанами в достижение победы над гитлеровскими полчищами, запечатлен в киноэпопее «Народные мстители».

С послевоенного времени вплоть до дня сегодняшнего в числе наиболее «цитируемых» военных документальных фильмов остаются «Парад Победы», «Черноморцы» и «Народные мстители» В. Н. Беляева, что представляется глубоко закономерным. Начав творческий путь в двадцать лет кинооператором, Беляев-кинорежиссер выработал собственный неповторимый стиль монтажа — яркого, динамичного, пронзительного3. Вот что писал по поводу одной из картин Василия Николаевича его ученик и коллега Л. С. Данилов: «Все в картине — чистый репортаж. Сплошь правда. <…> По содержанию — жизнь. По смыслу — поэзия. Поэзия борьбы, поэзия мужества, поэзия надежд и разочарований, поэзия славы и победы. Оторваться от экрана невозможно»4.

В полной мере эти слова относятся и к фильму «Народные мстители». К его созданию В. Н. Беляев приступил в начале 1943 года, получив поддержку руководства Центральной студии кинохроники.

«Народными мстителями» называли в нашей стране партизан и партизанок, которые вели героическую войну в тылу врага на временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками территориях, часто находящихся за сотни километров от линии фронта. Фашисты же говорили о партизанах: «Невидимая смерть». Скрываясь в лесах, оврагах, на болотах и совершая молниеносные вылазки, а то и предпринимая масштабные боевые операции, советские партизаны истребили полтора миллиона вражеских солдат; в ходе «рельсовой войны» пустили под откос свыше 3000 следовавших из Германии на Восточный фронт эшелонов с боевой техникой, боеприпасами и другими грузами; разрушая коммуникации противника, взорвали около 3000 железнодорожных и шоссейных мостов. Партизанские соединения освобождали родные селения и города, восстанавливали в контролируемых ими районах советскую власть, помогали беженцам вернуться в свои дома. Действовавшие при отрядах типографии печатали листовки, рассказывавшие людям правду о событиях на фронтах, развенчивавшие миф о непобедимости гитлеровской армии, поднимавшие моральный дух и веру людей в грядущую победу.

По кратким сводкам Совинформбюро страна уже знала о мужестве, стойкости и беспримерной храбрости партизан. Беляев же поставил перед киносъемочной группой цель — создать грандиозную киноэпопею партизанской войны, зафиксировать на пленке размах ведущихся в тылу врага боевых действий, представить кинопортреты прославленных командиров и рядовых бойцов.

Остро стоял вопрос: показывать ли на экране лица партизан крупным планом. Ведь фильм мог попасть в руки врагов. Когда спрашивали об этом самих народных мстителей, те без колебаний твердо отвечали: «Пошлите немцам экземпляр, пусть они придут и возьмут нас!»5

Не меньшее бесстрашие и самоотверженность требовались от операторов, которым предстояло вести съемки, зачастую рискуя жизнью. Это хорошо понимали и руководители студии, и режиссер. Из большого числа кандидатов в съемочную группу фильма «Народные мстители» были выбраны мастера кинокамеры, обладающие, кроме высочайшего профессионализма, еще и такими качествами, как инициативность, находчивость, храбрость. Вот имена тех, кто в течение полугода день за днем вел съемки в Карелии, Ленинградской, Калининской и Брянской областях, в Белоруссии, Латвии, Крыму, на Украине, Кубани: Н. В. Быков, Б. В. Вакар, И. Н. Вейнерович, М. М. Глидер, Б. М. Дементьев, Г. А. Донец, А. Д. Каиров, Б. К. Макасеев, Я. Г. Местечкин, В. Н. Муромцев, А. И. Смолка, М. И. Сухова, В. А. Фроленко, Б. И. Шер, С. С. Школьников, Б. М. Эйберг. Настойчиво добивалась отправки через линию фронта к партизанам бесстрашная женщина-оператор М. И. Сухова. «Ей приходилось доказывать, убеждать, ссылаться на выносливость и здоровье»6, — пишет историк кино В.П. Смирнов.

Кинооператоров перебрасывали с Большой земли в партизанские отряды на самолетах; там, где отсутствовала возможность организовать посадочную полосу, они «десантировались» с парашютом. Для большинства из них этот прыжок оказывался первым в жизни.

Побывали в тылу врага у партизан и сам режиссер будущего фильма В. Н. Беляев, и автор музыки композитор Д. Б. Астраданцев.

В итоге на основе снятого богатейшего материала была создана кинокартина «Народные мстители» — масштабное эпическое полотно, которое стоит в одном ряду с такими «выдающимися культурными памятниками русского народа, как “Слово о полку Игореве” и “Война и мир” Л. Н. Толстого»7.

Фильм начинается с кадров, показывающих всю глубину несчастий, постигших нашу страну и народ в результате вторжения немецко-фашистских захватчиков. Горят подожженные города и села. Над ними со зловещим рокотом проносятся немецкие самолеты. Они бомбят и расстреливают с воздуха беззащитных женщин, детей, стариков. Тысячи беженцев. Замученные, повешенные и расстрелянные мирные жители…

Эти кадры сменяются сценой на лесной поляне, где партизаны произносят слова клятвы: «Я, гражданин Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен. За сожженные села и города, за смерть детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь и смерть за смерть! Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство коварного фашизма. Если же по слабости, трусости и злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть я умру позорной смертью от руки своих товарищей»8.

Верность клятве подтверждается чередой последующих эпизодов, смонтированных В. Н. Беляевым с подлинным мастерством и невероятной художественной силой.

…Падают спиленные деревья. На дороге перед автомобильной колонной гитлеровцев — непроходимый завал. Раздается голос кукушки, и партизаны из леса устремляются на попавшего в засаду врага.

…На условный знак девушки-разведчицы выходят партизанские часовые. Она сообщает, что в соседнее село нагрянули каратели. В штабе партизанского соединения легендарный вожак народных мстителей С. А. Ковпак детально разрабатывает план предстоящей операции. Ночью, использовав ранее захваченное у немцев оружие (пушки, минометы, автоматы), партизаны выбивают карателей из села и возвращаются в лагерь.

Благодаря фильму «Народные мстители» вся страна узнала о военном искусстве и подвигах выдающихся руководителей партизанского движения — С. А. Ковпака, С. В. Руднева, А. Ф. Федорова, А. Н. Сабурова и других.

Режиссер и операторы придавали большое значение правдивому показу масштабов «рельсовой войны», бесстрашия, ловкости и безошибочной точности действий подрывников. Однако уничтожение мостов и вражеских эшелонов на железных дорогах осуществлялось преимущественно ночью, когда кинокамера могла зафиксировать только вспышку взрыва. Чтобы дать возможность запечатлеть все это на пленке, партизаны, невзирая на опасность, переносили время операции на утренние и дневные часы. И оператору удавалось заснять, как убираются немецкие часовые, как закладывается взрывчатка, протягивается и поджигается огнепроводный шнур, как рушится мост или летит под откос железнодорожный состав.

Производились, тем не менее, и ночные съемки. Кинооператор В. Н. Муромцев, работавший в Ленинградской области, вспоминал: «Партизаны притащили на мост сухое сено и подожгли его. Немцы из ближайшего гарнизона тотчас же направились к мосту. Но даже предупрежденные языками огня, они не могли ничего сделать. Все было рассчитано точно: дрогнула земля, волна взрыва качнула пламя, мост приподнялся и рухнул. Мои товарищи выполнили задание, а зритель увидел на экране пылающий мост»9.

Поистине уникальные кадры смогли получить кинооператоры С. С. Школьников и Н. В. Быков, которые около полугода жили, сражались и работали у партизан Калининской области.

Однажды партизаны подорвали немецкий состав, перевозивший снаряды и цистерны с горючим. Школьников, наблюдавший эту картину через глазок включенной кинокамеры, позже писал: «Паровоз, а за ним платформы накренились и, наползая друг на друга, покатились под откос. А потом началось самое страшное: на платформах стали рваться снаряды. Поднялся такой грохот, будто вздыбилась сама земля. В багровых всплесках пламени фантастическим фейерверком взлетали камни, обломки рельсов, осколки снарядов. Затем взрывы утихли, и разбушевался пожар. Пламя обжигало лицо и руки, зато на пленке запечатлевалась каждая деталь. <…> Я залег за небольшим валуном. Снимать было удобно и относительно безопасно. В эти минуты меня и снял Николай (оператор Н. В. Быков. — В.К.10.

Кадр, о котором говорит С. С. Школьников, можно увидеть во многих книгах по истории советской военной кинохроники. А уникальный материал, снятый самим Семеном Семеновичем во время этой партизанской диверсии, неоднократно использовался в отечественных документальных и художественных фильмах как «символ мощи всенародной борьбы»11.

Заканчивается киноэпопея «Народные мстители» торжественно-волнующим эпизодом: юный партизан клянется, что, не жалея своей жизни, будет сражаться с фашистским оккупантами до полного их уничтожения и освобождения родной земли.

Фильм вышел на экраны в августе 1943 года и сразу приковал к себе внимание всей страны. Высоко оценила первую документальную киноленту о партизанах советская пресса. Газета «Комсомольская правда» писала 21 августа 1943 года: «Только крепкие духом люди, беззаветно преданные Родине, знающие цену счастья мирного труда, могут стать на этот тяжелый и благородный путь. Таковы партизаны и партизанки, чьи боевые будни мы видим в новом документальном фильме “Народные мстители”. Работа кинооператоров вызывает искреннее восхищение»12.

За создание фильма режиссер В. Н. Беляев, операторы Н. В. Быков, М. М. Глидер и М. И. Сухова удостоились Сталинской премии.

Во время Второй мировой войны «Народных мстителей» показали в 19 странах, и повсюду картина производила сильное впечатление на публику, а «критика, давно считавшая, что в области документального фильма советские студии остаются непревзойденными, посвятила ей серьезные и благожелательные статьи»13. Ленту называли «русским эпосом о партизанах»14, высоко оценивали авторский текст, написанный В. Н. Беляевым, и «замечательные операторские достижения»15.

Весь снятый материал кинооператоры-документалисты сопровождали так называемыми монтажными листами, где подробно описывались места и участники зафиксированных на пленке событий. Как справедливо отмечал кинорежиссер, сценарист Л. Н. Сааков, монтажные листы к съемкам некоторых операторов «можно считать настоящими маленькими шедеврами, имеющими самостоятельную литературную ценность»16. В полной мере это относится к Виктору Николаевичу Муромцеву (1912–1945)17 — в мае–июле 1943 года он вел съемки, участвуя (о чем уже сказано выше) в боевых рейдах ленинградских партизан. В 1970‑х годах были изданы его воспоминания, основанные на фронтовых рабочих записях. Тогда же вышли воспоминания кинооператора Иосифа Наумовича Вейнеровича (1909–1998), который одним из первых запечатлел боевые действия партизан Украины под руководством С. А. Ковпака. Эти издания, наряду с мемуарами других кинооператоров-партизан — М. М. Глидера18 и С. С. Школьникова19, являются источником ценных сведений по истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, книги указанных авторов давно стали библиографической редкостью, оставаясь доступными преимущественно узкому кругу исследователей. Ко дню 77-летия победы нашего народа над фашизмом, думается, будет нелишним хотя бы отчасти восполнить столь досадный пробел. Ниже в качестве приложения к статье публикуются фрагменты воспоминаний И. Н. Вейнеровича и В. Н. Муромцева20.

Иосиф Наумович Вейнерович

В тылу врага

С первых дней войны добивался я разрешения на съемки в тылу врага, у партизан и наконец получил его...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (377) Май 2022 В этом выпуске:
Мемориальный комплекс советским воинам в Трептов-парке История создания и день сегодняшний
«Неколебимо и стойко…» Битва за Москву: к событиям на Малоярославецком направлении (8–30 октября 1941 года)
Московский чудак Суворов Суворовское военное искусство: истоки и смыслы
Встреча в Царицыне О чем рассказала старинная фотография
«Время течет все своим чередом…» Письма Веры Николаевны Муромцевой (1881–1961) к Надежде Дмитриевне Иловайской (1882–1904)
Фондовая коллекция Музея Москвы Краткий обзор
Партизаны Великой Отечественной О фильме режиссера В.Н. Беляева «Народные мстители» (1943) — первой советской полнометражной документальной ленте, посвященной партизанскому движению