Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
28.02.2022
Рассказы из прошлого
Автор: Леонид Владимирович Колотилов
Иллюстрация из книги «На велосипеде...»
Москва 1896 года №3 (375) Март 2022 Подписаться

Иллюстрация из книги «На велосипеде...»

Предисловие к публикации

В 1898 году в Санкт-Петербурге вышла книга «На велосипеде. Записки туриста». Автор, Л. В. Колотилов (?–?), повествует о своей поездке из столицы в Нижний Новгород, которую он совершил двумя годами ранее в качестве корреспондента петербургских периодических изданий чтобы сделать репортаж о Всероссийской промышленной художественной выставке. Попутно Леонид Владимирович посетил ряд городов и сел Центральной России, отмечая местные нравы, обычаи и достопримечательности. Конечно, не миновал он и Москву. Набравшись в Первопрестольной впечатлений, Колотилов отвел им в книге немало страниц, полных любопытных подробностей, в первую очередь связанных с бытованием нового средства передвижения — велосипеда. Москва в то время считалась «родиной велосипедного спорта». Так ее в 1898 году величал журнал «Циклист» (первоначальное наименование велосипедистов). Вскоре поветрие охватило и Санкт-Петербург. Одним из столичных «циклистов»-энтузиастов был и Л. В. Колотилов. Немудрено, что в служебную командировку он отправился именно на велосипеде.

О нем самом известно немного. Можно говорить о Колотилове как о человеке авантюрного склада. Например, в 1897 году Леонид Владимирович издал подложный дневник шведского полярника и воздухоплавателя Саломона Андре (1854–1897), пропавшего без вести во время экспедиции к Северному полюсу. Издатель утверждал, будто обнаружил рукопись в разбившемся близ Олонца воздушном шаре. Скорее всего, текст принадлежал перу самого Л. В. Колотилова (подлинный дневник Андре был найден значительно позднее, в 1930 году). Более подробные сведения об этом журналисте-спортсмене исследователям, вероятно, удастся почерпнуть из дореволюционных газет и журналов Петербурга, с которыми он сотрудничал. А мы отправляемся вместе с ним в Москву 1896 года. Приводимый ниже отрывок из его книги озаглавлен редакцией.

Леонид Владимирович Колотилов

Совсем уже стемнело. Показались еще издали храмы, большие здания — все это доказывает, что близко-близко матушка-Москва. Мы пошли полным ходом. Ехали по чудной ровной дороге, идущей параллельно шоссе1. Эта дорога, или, скорее, тропинка, значительно глаже, нежели шоссе, так что ехать было прекрасно.

Проехали село Всесвятское2. Свернув в левую сторону, мы покатили по узкой ровной тропинке. Затем ехали по бульвару, где исключительно ездят велосипедисты да ходят пешеходы. «Как? — спросит петербуржец. — Там, где гуляют обыватели, ездят и велосипедисты? Это по бульвару? Аллее?» Да. Действительно, Москва перещеголяла в этом отношении спортивный Петербург. Бульвар тянется на несколько верст, тут же гуляет и публика, и мимо вас летают бициклисты3, как я наблюдал в продолжение нескольких дней в Москве; несчастий и столкновений тут совсем не бывает, несмотря на узкую аллею, ничем не отгороженную для пешеходов, и целый день летающих по аллее на стальных конях спортсменов. Здесь всем хватает места. Ехать по названному бульвару один восторг, дорога как бы гладкий, хорошо утрамбованный трэк.

Проехали мы знаменитый «Яр». Здесь масса экипажей. Множество публики подъезжает со всех сторон. Цилиндры франтов перемешиваются с купеческой фуражкой москвича. Электричество у «Яра» далеко освещает и видно на большом расстоянии.

Вскоре показалась большая вывеска: «Московский кружок велосипедной езды»4. С бульвара мы свернули налево и въехали на велосипедах во двор «кружка». В помещениях «кружка» я застал председателя А. И. Колосова, дам посетительниц: А. Г. Колосову, Н. И. Дурову, А. А. Крестен, г-жу Мейнерт и многих членов «кружка». Все меня осыпали вопросами и первый вечер здесь, в «М. К. В. Е.», провел я очень весело благодаря радушию энергичного председателя А. И. Колосова и всех членов «кружка».

Таким образом я прибыл в Москву 24-го июля в 9 с половиною часов вечера и остановился в помещении Московского кружка велосипедной езды.

В Москве благодаря хлебосольству и радушию как московских спортсменов, так и многих знакомых я прогостил больше, чем рассчитывал, и ночевал здесь три ночи. За это время я успел многое посмотреть в Москве. Побывав в соборах Кремля, мы с товарищем побывали и в Оружейной палате.

Боже! Какой только публики среди посетителей нет здесь! Тут вы увидите: священника и офицера, нарядно одетую даму и монашенку, тучного купца и крестьянина, разгуливающего в своей сермяге и с удивлением рассматривающего интересные предметы. Тут же, при нас, пришла компания деревенских баб, прибывших, по-видимому, издалека, с котомками за плечами и в лаптях. Oни еще были внизу при входе, а мы уже входили. Одним словом, здесь сбор «племен, наречий, состояний».

В Оружейной палате среди различных редкостей и сокровищ интересуют публику главным образом все предметы, бывшие в употреблении при Священном Короновании их Императорских величеств 14-го мая 1896 года.

Порфиры, царские троны, балдахины, Коронационное государственное знамя, мундир Государя Императора, платье Государыни Императрицы, а также туфли, чулки, платок, перчатки и другие предметы, употреблявшиеся при Священном Короновании, рассматриваются с благоговением и глубоким чувством патриотизма. Все стараются хорошо сохранить в памяти виденные предметы, бывшие участниками Священного Коронования молодой августейшей четы...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (375) Март 2022 В этом выпуске:
«Пока с пером дружна моя рука…» О поэтессе Людмиле Михайловне Поповой (1898–1972)
Удивительное «Зазамоскворечье» Три прогулки по Шаболовке и ее окрестностям
«Удобства жизни»* Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
«14 октября, в исходе второго часа пополудни…» О московском землетрясении 1802 года
У истоков отечественной аэродинамики К 175-летию со дня рождения «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского (1847–1921)
Москва 1896 года Из записок необычного путешественника
Судьба московского театрального дома К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021)
«Цыганская нота» О московских цыганах и цыганском романсе