Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.06.2022
Защитники отечества
Автор: Владимир Дмитриевич Цукор
Подпись на обороте: «Снято 5.05.45 г. Время 13.00, высота 360 м. АФА-27Т-1 (марка ручного неавтоматического аэрофотоаппарата. — В.Ц.). Берлин: на переднем плане здание Рейхстага, дальше р. Шпрее. Квадрат 21:89, 21:90. Снимал мл. л-т Дмитриев, обрабатывал л-т Лялин»
Офицер штаба артиллерии №7 (379) Июль 2022 Подписаться

Подпись на обороте: «Сталинград. Артиллерийский наблюдательный пункт на мельнице (участок 13 Гв[ардейской] дивизии). Фото ». Пометка: «Кр. Звезда»

Мой отчим А. Е. Максимов родился в деревне Карыж Курской области. Окончил Киевский художественный институт (1938); его дипломная работа — копия картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя» из Музея русского искусства в Киеве, выполненная маслом, — до сих пор висит у нас дома. В год окончания института Максимов был мобилизован и направлен рядовым в Киевский Особый военный округ.

После окончания артиллерийской школы молодого художника откомандировали в штаб артиллерии округа. Ему довелось принять участие в походе Красной армии на Западную Украину (1939–1940). Великая Отечественная война застала его в Перемышле на новой западной границе СССР. С тяжелыми боями отходили наши войска. Победное же наступление для Афанасия Епифановича началось от Сталинграда. Всю войну он прослужил под командованием генерал-лейтенанта артиллерии Г. С. Надысева1. В мемуарах Георгия Семеновича2 есть несколько строк о моем отчиме и фотография, где тот запечатлен с боевыми друзьями-артиллеристами. Обращаясь к читателям, автор книги пишет: «Говоря о работе штаба, я в первую очередь имею в виду штабных офицеров. <…> Служба офицеров штаба артиллерии фронта была не такой спокойной и безопасной, как это может показаться. <…> Да, штаб артиллерии фронта, как правило, размещался на значительном расстоянии от линии фронта, но штабные офицеры большую часть времени находились в войсках — в подчиненных штабах и частях, на передовых позициях, где выполняли многочисленные оперативные поручения, требовавшие от исполнителей не только инициативы, но и большого мужества. И далеко не каждый мог стать полноценным офицером штаба артиллерии фронта». Г. С. Надысеву вторит в своих воспоминаниях маршал артиллерии, Герой Советского Союза В. И. Казаков: «При выполнении заданий в войсках от штабных офицеров часто требовались не только большие знания и мужество, но и подлинный героизм»3.

Тяжек и кровав был путь на запад, но дошел с боями старший лейтенант Максимов от Сталинграда до государственной границы, а потом прошагал по дорогам Европы до Берлина.

Особенно востребованным оказалось умение А. Е. Максимова замечать и запоминать малейшие детали увиденного. Возможно, и был он отобран в артиллерийские разведчики именно как художник, способный быстро и точно по памяти изобразить схему местности, нарисовать сложный топографический план, по которому можно было бы организовать артиллерийский огонь. (К слову, И. Е. Репин первые художественные навыки приобрел в Чугуевской школе военных топографов.) В боевой обстановке, когда необходимо оперативно поставить задачу батареям и каждому орудию, распределить, указав на местности, объекты поражения, ценность подобных качеств возрастает многократно. Схема должна быть наглядна и максимально близка к тому, что увидят в действительности командиры-артиллеристы, наводчики артиллерийских расчетов.

В нашей семье как реликвия хранится принадлежавшая Афанасию Епифановичу «Карманная книжка войскового артиллериста»4, верно служившая ему на протяжении войны. Черчение ориентирных планов и составление артиллерийских панорам — одна из обязанностей офицеров штаба артиллерии любого уровня. «Ориентирный план — это копия с карты с увеличением масштаба с дополнением сведений о местности и инженерных сооружениях противника, собранных средствами воздушной и наземной разведок, с наблюдательных пунктов и полученных от пленных, перебежчиков и агентов. <…> Это одно из средств связи между пехотными и артиллерийскими командирами», — такое определение дается в наставлениях по военному делу. Более сложная и ответственная задача — создание артиллерийской панорамы, представляющей собой рисунок местности, видимой с наблюдательного пункта (НП). Требуется на глаз определить угловые расстояния между расположенными здесь объектами по всей протяженности обозреваемого с НП участка фронта, обозначить строения и деревья, дороги и болота, вражеские окопы, блиндажи, пулеметные гнезда. Чтобы документ получился максимально достоверным, приходилось иногда часами при любой погоде в бинокль изучать укрепления противника, каждую секунду рискуя по отблеску оптики быть обнаруженным снайпером...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (379) Июль 2022 В этом выпуске:
Офицер штаба артиллерии Из боевой биографии капитана Афанасия Епифановича Максимова (1903–1987)
Московские адреса Климента Аркадьевича Тимирязева Историко-биографический очерк
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… К раскрытию загадки одного фотопортрета
Обер-Шальме и другие Из жизни некоторых иностранных купеческих семейств, торговавших обувью, одеждой и галантереей в Москве (конец XVIII — начало XX столетия)
«Что в Москве за удивленье?..» Путешествие слона по российским просторам в 1839 году
Из истории Московского архитектурного общества К 155-летию со дня основания
«Дом и люди в нем» Настасьинский переулок, 8, строение 2