Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
31.01.2022
Былое
Автор: Татьяна Владимировна Руденко
Ж.-Г. Обрен и Ф. Бенуа. Николаевский дворец в Кремле. Литография по рисунку с натуры Д.С. Индейцева. Около 1850 года
«Удобства жизни» №2 (374) Февраль 2022 Подписаться

Л. Премацци. Зал ожидания в Отделении почтовых карет и брик (станции почтовых дилижансов) на Большой Морской в Санкт-Петербурге. Акварель, белила. 1848 год. Государственный исторический музей

Москва первой половины XIX века переживала большие изменения, превращаясь из дворянского в промышленно-купеческий город. В быту наблюдалось заметное сближение различных социальных групп. Изменялся и внешний облик горожан — следствие начавшейся урбанизации.

Поэт, критик, переводчик Михаил Александрович Дмитриев, писавший мемуары в конце 1850-х — начале 1860-х годов, свидетельствовал: «До французов в Москве хотя было гораздо более роскоши, чем ныне, но удобств жизни несравненно менее. Нынче каждый кучер может за несколько копеек напиться в трактире чаю; каждая прачка имеет дома самовар и может на несколько же копеек купить в лавочке чаю и сахару: тогда этого не было! Простолюдины вместо чаю пили сбитень, с которым сбитенщики ходили по улицам. Ныне сбитню совсем нет, а жаль! Он согревал на морозе лучше чаю, не расслабляя желудка, и не приучал к барству и пустой роскоши. <…> В целой Москве было только две кондитерских: Педотти на Тверской и Гуа на Кузнецком мосту»1.

Персонаж очерка «Счастливица» (1835) — московская жительница Федосья Сергеевна — собирательный образ тогдашнего городского обывателя. Это женщина «средних лет, т. е. между тридцатью и сорока» и «как видно, среднего сословия», ее «блаженный супруг <…> портной, или сапожник, или столяр, или цирюльник». «На ней салоп лисий, или драдедамовый, или терновый, или шелковый, судя по времени года. Если голова ее не закрыта большим платком от ненастья, то вы видите на ней огромный тюлевый чепец. <…> Этот чепец куплен не в магазинах Кузнецкого моста, а в городе, в лавке московского купца Виктора Тимофеевича Пономарева, где чепцы и шляпки продаются покупщицам не мадамами и не девушками, а сидельцами в русских кафтанах, зимою же в овчинных тулупах. Зато и цена чепцу пятнадцать рублей, а не сорок»2. Но «жестокой нужды Федосья Сергеевна никогда не боится: у нее самовар аккуратно ставится два раза в день, и каждый раз Федосья Сергеевна выпивает с одним куском сахара по пяти, по семи или по девяти чашек». А ведь чай и сахар относились к дорогостоящим продуктам3. Приданым дочерей Федосьи Сергеевны «давно набиты сундуки. И столовое серебро, и образа в окладах — все заготовлено. Сыновья все в ученье; среднего подготовляют в “неверситет”, семьсот [рублей] за него одного платят и не охают. Есть из чего!»4

* * *

Послепожарная Москва требовала капитального восстановления и благоустройства. Городское пространство упорядочивалось, застройка велась по архитектурному плану с учетом уже сложившихся старинных ансамблей. Расширялись и регулировались улицы, закладывалась система центральных площадей, оформлялись кольцевые магистрали. Усложнялись и модернизировались инженерные коммуникации. Городской водопровод технически переоснастили, площади украсили водоразборными фонтанами скульптора И. П. Витали.

При открытии разного рода заведений все больше учитывались требования комфорта. Так, о распахнувшей свои двери в 1832 году Библиотеке для чтения Н. Н. Глазунова пресса писала: «Теперь, не костенея от холода, не страдая от угара в темном подвале, можно, как у себя дома, читать, писать. <…> Библиотека расположена в двух обширных светлых залах; посреди второй комнаты стол с свежими новостями; по стенам мягкие диваны»5.

«Москва издревле славилась своими тротуарами, где смелые пешеходцы ломали себе ноги, а осторожные предпочитали идти по неровной мостовой»6, — отмечал журналист и книгоиздатель Ксенофонт Алексеевич Полевой. Однако и эта ситуация менялась: «Тротуары на многих улицах сделаны из асфальта или дикого камня и не представляют тех затруднений для пешеходов, как это было несколько лет назад; площади везде чисты и украшены фонтанами»7.

Особое внимание уделялось озеленению старой столицы — были устроены Кремлевский сад, бульвары и парки, сделавшиеся модными местами прогулок, а также демонстрации новых туалетов. Надежда Осиповна Пушкина писала дочери в 1833 году: «Кремлевский сад великолепен, и все дамы прогуливаются на воздухе, чуть двигаясь, разодетые в пух и прах»8.

Градостроительный проект учитывал необходимость возведения гостиниц, «кофейных домов, конфектных и модных лавок или тому подобных благовидных и опрятных заведений»9. Современник восхищался: «Прекрасное изобретение — кондитерские лавки! Сюда стекается множество людей разных состояний, чтобы отдохнуть, позавтракать, прохладиться, поговорить»10. Посетители кофеен могли не только отведать душистого напитка с булочкой или пирожным, но прочитать свежую газету или журнал, провести время в компании. Художник, скульптор, историк искусства Николай Александрович Рамазанов в 1839 году записал в дневнике: «Кофейный дом. <…> Игра на биллиарде, в шашки, пение с фортепьяно, всевозможные журналы, прекрасный кофе ставят этот приют празднолюбия на высокую степень»11.

Градостроительные достижения фиксировались на издававшихся в первой половине XIX века планах. С 1820-х годов начали выпускать адресные указатели.

* * *

Возникали новые формы досуга. На рубеже XVIIIXIX веков в Западной Европе и в России приобрели популярность панорамы, диорамы, косморамы, позволявшие получить представление о чужих странах или событиях минувших дней. Уже в 1805 году в Москве демонстрировалась панорама «Париж». В 1820–1840-х годах в обеих столицах «было открыто свыше сорока кабинетов косморамы, в которых было продемонстрировано порядка пятисот видов»12. В 1851 году на Тверской улице в доме Гурьева публике предлагалась большая панорама, состоявшая из 30 различных картин, включая виды Всемирной выставки в Лондоне13.

Московская жизнь стала привлекательным сюжетом для художников, запечатлевших на многочисленных литографиях первой половины XIX столетия всевозможные уличные сценки. В 1840-х годах некоторые писатели обратились к изучению городской «толпы»; в качестве героев их очерков выступали шарманщики, приказчики, фельетонисты, гостинодворцы, ремесленники, дворники…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (374) Февраль 2022 В этом выпуске:
Метро и время Краевед, историк, писатель Борис Вячеславович Арсеньев отвечает на вопросы школьников о Московском метрополитене\ \
«Удобства жизни» Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
Хотим вам рассказать... По страницам эссе школьников о Москве
Московский дневник (1808–1810)* Допожарная Москва глазами современника
Бесконечный монолог Труды и дни художника Юлия Анатольевича Ведерникова (1943–2015)
Московская коммунальная квартира: быт и нравы* Исторические заметки