Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
31.01.2022
Диалог поколений
Автор: Редакция Московский журнал
Метро и время №2 (374) Февраль 2022 Подписаться

Перронный зал станции «Чеховская»

От редакции

14 октября 2021 года на площадке газеты «Вечерняя Москва» состоялось открытие XIX Московского фестиваля прессы. В этот день в числе прочих мероприятий прошла презентация очередного приложения к «Московскому журналу», выпущенного в рамках проекта «Пресса в образовании», который реализуется при поддержке Департамента СМИ и рекламы и Департамента образования и науки города Москвы. Проект призван решать задачи просветительского характера, в частности, задачу приобщения школьников столицы к чтению традиционной печатной прессы с целью расширения их кругозора и обогащения читательского опыта. «Московский журнал» принимает в проекте деятельное участие, издавая серию приложений историко-краеведческой (москвоведческой) тематики, распространяемых по школам Москвы.

Приложение «Музей под землей», представленное 14 октября, посвящено истории Московского метрополитена. Автор опубликованной здесь статьи Б. В. Арсеньев выступил с лекцией по этой теме перед учениками московских школ № 1512, 1363, 657, 1231, 854. Ответить после лекции на все вопросы аудитории Борис Вячеславович не успел из-за недостатка времени. Редакция «Московского журнала» сочла необходимым дать ему возможность «дообщаться» с ребятами, пусть и в заочной форме. Мы отобрали наиболее интересные вопросы, не прозвучавшие на презентации, с тем чтобы Борис Вячеславович дал на них письменные ответы. Подготовленный таким образом материал помещен ниже. Читателям, интересующимся историей Московского метрополитена, советуем также обратиться к статьям Б. В. Арсеньева, опубликованным в № 7–11 «Московского журнала» за 2021 год.

Вопрос: Каким образом даются названия станциям? Почему, например, нет ни одной в честь знаменитых певцов, танцоров, музыкантов?

Ответ: Названия станций Московского метрополитена даются, как правило, по географическому принципу — по расположению в определенном районе, административном или историческом, близ значимых городских объектов — улицы, площади, вокзала, стадиона... Это облегчает ориентацию пассажиров в городе. Но есть исключения. Так, станции «Полежаевская», «Пражская», «Римская» не имеют рядом соответствующих топонимов. Первая названа в честь одного из начальников «Мосметростроя» В. Д. Полежаева, две другие — в знак дружбы и сотрудничества Москвы со столицами Чехословакии и Италии. Станции «Партизанская», «Планерная», «Молодежная» находятся на расстоянии многих километров от одноименных улиц. Их названия не привязаны к местной топонимике. Тщетно искать возле станций «Октябрьская» Октябрьскую улицу, расположенную в добром десятке километров севернее. Так получилось из-за переименования: Октябрьской площади вернули исконное название Калужской (первоначально так именовалась и станция метро Кольцевой линии).

Сегодня нет уже в Москве Пролетарского и Красногвардейского районов, а в названиях станций метро они остались. Впрочем, случается, и не столь уж редко, что одни имена заменяются другими. Больше двух десятков станций подверглись переименованию, порой неоднократному, по причине изменений общественно-политической обстановки в стране. Так, «Сталинская», расположенная в одноименном районе города, после развенчания культа личности стала «Семеновской». Рекордсмен по переименованиям — станция «Охотный ряд». Под этим названием она открылась в 1935 году. С 1955-го носила имя руководителя строительства Московского метро — Л. M. Кагановича (как до этого — весь столичный метрополитен). В 1957-м, когда «железный нарком» попал в опалу, станции вернули прежнее название — «Охотный ряд». Но ненадолго. В 1961-м она стала «Проспектом Маркса», а в 1990-м в очередной раз обрела изначальное название. 5 ноября того же года переименовали целый ряд станций и целые линии, в названиях которых присутствовал идеологический смысл. Например, «Кировскую» — в «Чистые пруды», «Дзержинскую» — в «Лубянку», «Площадь Ногина» — в «Китай-город», Кировско-Фрунзенскую ветку — в Сокольническую, Горьковско-Замоскворецкую — в Замоскворецкую, Ждановско-Краснопресненскую — в Таганско-Краснопресненскую. Однако имя революционера-большевика Войкова, участника расправы над царской семьей, вопреки настояниям части московской общественности, до сих пор значится на схеме метрополитена (станция «Войковская»).

Что касается названий, связанных с учеными, писателями, поэтами, то в метро имеются станции «Проспект Вернадского», «Ломоносовский проспект», «Менделеевская», «Улица Академика Янгеля», «Тимирязевская», «Пушкинская», «Чеховская», «Достоевская», «Лермонтовский проспект». Спорт представлен станциями «Динамо», «Спартак», «ЦСКА», «Спортивная». Искусствам, кроме литературы, повезло меньше — станций с именами их деятелей пока нет. Но есть многочисленные изображения музыкантов, певцов, танцоров на «Театральной», «Новослободской», «Киевской», «Парке культуры». А на витраже станции «Цветной бульвар» угадываются образы популярнейших клоунов расположенного рядом цирка — Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Олега Попова. Возможно, когда в разрастающейся Москве появятся новые улицы с именами деятелей искусств и к ним протянутся линии подземки, мы все же увидим на схеме метрополитена имена архитекторов и композиторов, певцов и танцоров...

Вопрос: Какие станции метро оборудованы под бомбоубежища?

Ответ: Московский метрополитен изначально строился как объект двойного назначения — гражданского и военного. Ему предстояло стать гигантским убежищем, способным во время войны укрывать от авианалетов часть населения столицы, а также элементы инфраструктуры управления страной, вооруженными силами и городом. Оборонные соображения послужили веским аргументом в пользу строительства метро глубокого заложения, хотя и мелко заложенные станции и перегоны рассматривались как возможные бомбоубежища. Рядом с гражданской подземкой постепенно разрасталась связанная с ней скрытыми переходами сеть «специальных фортификационных сооружений» (СФС) — секретных бункеров для размещения военных и гражданских органов управления и узлов связи. Пассажиры, десятилетиями заполнявшие станцию «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), не догадывались, что где-то здесь есть потаенные ходы в расположенный рядом подземный командный пункт Московской зоны противовоздушной обороны. В 1930-х годах был построен спецобъект под кодовым названием «Трансформатор № 20» (об этом и некоторых подобных ему сооружениях рассказано в статье Д. Е. Юркова «Бункеры Сталина», опубликованной в июльском номере «Московского журнала» за 2021 год)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (374) Февраль 2022 В этом выпуске:
Метро и время Краевед, историк, писатель Борис Вячеславович Арсеньев отвечает на вопросы школьников о Московском метрополитене\ \
«Удобства жизни» Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
Хотим вам рассказать... По страницам эссе школьников о Москве
Московский дневник (1808–1810)* Допожарная Москва глазами современника
Бесконечный монолог Труды и дни художника Юлия Анатольевича Ведерникова (1943–2015)
Московская коммунальная квартира: быт и нравы* Исторические заметки