Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Даты, события, факты
Автор: Михаил Сергеевич Дроздов
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы №8 (368) Август 2021 Подписаться

Великомученица Варвара почиталась на Руси как покровительница торговли, поэтому церковь в ее честь москвичи возвели в 1514 году в самом сердце городского торжища. Отсюда и название улицы — Варварка. Вскоре (1547) между Варваркой и Ильинкой был построен Гостиный двор. На рубеже XVIIIXIX веков появились новые храм Великомученицы Варвары (архитектор Р. Р. Казаков) и Гостиный двор (архитектор Д. Кваренги).

Купеческая сущность улицы проявлялась и в именах домовладельцев. В конце XIX — начале XX века особняки на Варварке принадлежали Перловым, Алексеевым, Морозовым, Барановым, Армандам, Варваринскому акционерному обществу (учредители — Лепешкины и Шамшины), Московскому купеческому обществу… В двух шагах отсюда находились биржа, банки на Ильинке, «Боярский двор» на Старой площади и огромный «Деловой двор» Н. А. Второва на площади Варварские Ворота (ныне — Славянская).

За послевоенные десятилетия здесь очень многое снесли. Пощадили церкви — Варваринскую и Георгиевскую на Псковской горке. Их закрыли в 1930-х годах, а в 1970-х отреставрировали и передали Всесоюзному обществу охраны памятников истории и культуры. В Варваринской размещалось Московское областное отделение ВООПИиК, в Георгиевской — выставочный зал общества. Именно там 30 лет назад состоялась выставка «Москва купеческая», о которой я и хотел бы сегодня рассказать.

* * *

Живя на землях, некогда входивших в состав Богородского уезда — исконного фабрично-купеческого края, мы с друзьями в середине 1970-х годов занялись исследованием истории местного и московского предпринимательства. Начали, конечно, с меценатов и коллекционеров — Морозовых, Щукиных, Бахрушиных, Мамонтовых, Третьяковых. Потом заинтересовались бытом этого сословия, тонкостями торговли тех лет, производством.

Профессиональные историки в ту пору купечество специально не изучали, делая исключение лишь для тех, кто помогал революции (С. Т. Морозов, Н. П. Шмит). Эту тему в Москве поднимали в основном люди, не имевшие исторического образования — такие, как А. П. Линьков и М. И. Чуванов. Мы примкнули к ним.

Идея выставки родилась у меня и моего друга Михаила Валентиновича Золотарева в 1990 году после неоднократно прочитанного цикла лекций по истории купеческой благотворительности и меценатства в разных учреждениях Москвы и Московской области. Непосредственно выставке предшествовали наши лекции в Центральном доме пропаганды ВООПИиК в Знаменском соборе на той же Варварке. После одного из вечеров Наталья Вениаминовна Иванова, заведующая библиотекой общества, сказала: «А чего бояться, давайте теперь выставку устроим!»

Толчком к выбору названия послужила переизданная тогда книга П. А. Бурышкина «Москва купеческая», впервые увидевшая свет в Нью-Йорке (1954). Само же словосочетание ввел в оборот еще в XIX веке писатель П. Д. Боборыкин. На одном из первых собраний потомков московских купцов мы рассказали о нашей идее. Нас поддержали. Принявшись за дело, мы начали отбирать из фотоархива М. В. Золотарева то, что соответствовало задуманной концепции. Михаил Валентинович стоически печатал снимки в большом формате, проявляя их в ванной комнате.

Но многого нам сделать не удалось бы, не подоспей на помощь наш друг Евгений Николаевич Маслов — директор Ногинского реставрационно-строительного кооператива «Ризалит». Он изготовил стенды, выделил помещение в реставрируемой им тогда Тихвинской церкви. Знакомый художник В. А. Беляев взялся за разработку общей композиции и оформление щитов. Готовые стенды отвозили в Ногинский краеведческий музей, где режиссер-документалист Олег Колин произвел съемку для рекламного телевизионного ролика о выставке...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект