Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Труды и дни
Автор: Анна Викторовна Ельцова
Эскизы декораций к неустановленным спектаклям. 1910–1920 годы
Реформатор московского балета №8 (368) Август 2021 Подписаться

Балет «Лебединое озеро». Постановка А.А. Горского. 1901 год

Он родился под Петербургом в Стрельне в семье скромного бухгалтера. Отец хотел отдать сына в коммерческое училище, но судьба распорядилась иначе. Однажды сестра Вера взяла с собой Александра на вступительные экзамены в Театральное училище. Комиссия обратила внимание на его природные данные и предложила учиться балету. Александр принял лестное предложение и не прогадал. Уже на второй год за достигнутые успехи он был переведен на казенное обучение.

Окончив училище (1889), Горский поступил в Мариинский театр — как и большинство выпускников, в качестве артиста кордебалета. Вскоре талантливый молодой танцовщик привлек к себе внимание балетмейстеров и критиков. «На нашей балетной сцене <…> появляются превосходные танцовщики, — писал известный петербургский критик Н. М. Безобразов. — Так и в “Лебедином озере” обратил на себя внимание полетами и пируэтами г. Горский». Обычно скупой на похвалы Мариус Петипа, увидев Александра в балете «Волшебные пилюли», не удержался и воскликнул на своем ломаном русском: «Прелесс!»

Горский работал много и увлеченно, уверенно продвигаясь в балетной табели о рангах. Довольно быстро ему стали поручать сольные партии. За десять лет службы в театре он опередил своих товарищей по выпуску и, возможно, достиг бы положения ведущего танцовщика. Однако его интересовала не только исполнительская деятельность. Ему хотелось изучать искусство танца изнутри, преподавать, создавать собственные балеты.

Еще в училище Горский увлекся новой тогда системой записи танца по методу В. И. Степанова, которая основывалась на обозначении хореографических движений нотами. С помощью нее Александр Алексеевич записывал, а затем копировал балеты М. Петипа. На партитуре поставленного таким образом спектакля «Клоринда» значилось: «Первый опыт кабинетной работы в области хореографического искусства». Правда, вскоре Горский убедился в необходимости индивидуального подхода к каждому артисту, что практически исключалось при простом следовании записи танца.

В 1896 году Горский начал преподавать в Петербургском театральном училище. Он любил работать с молодежью, а молодые люди охотно принимали его предложения стать героями новых постановок. В числе учеников Александра Алексеевича была Тамара Платоновна Карсавина — будущая звезда дягилевских «Русских сезонов». Позже она вспоминала: «Я занималась в среднем классе Горского. Мой учитель был молод и мыслил современно. Владевший им дух оппозиции часто заставлял его атаковать перед нами недвижные каноны хореографии. Нас покоряло его пылкое желание исследовать еще не известные возможности танца».

На Александра Алексеевича обратил внимание новый управляющий Императорских театров В. А. Теляковский и в 1898 году командировал его в Москву для переноса балета Петипа «Спящая красавица» на сцену Большого театра. Культурная жизнь Первопрестольной тогда переживала подъем. Появлялись новые имена в живописи, музыке, драматическом театре, и лишь балет существовал, что называется, по старинке, не приемля новых веяний. Труппа Большого переживала кризис в отсутствие талантливого балетмейстера, и основной задачей Горского стало повышение исполнительского уровня артистов, борьба с рутиной, внедрение новых подходов к постановкам.

«Спящую красавицу» Александр Алексеевич смог довести до премьеры в рекордные сроки. Репетиции начались 30 ноября 1898 года, а первый показ состоялся 17 января 1899-го. Тем не менее признанный в Петербурге шедевр Петипа в Москве восторгов не снискал. Хвалили декорации А. Ф. Гельцера и машинерию К. Вальца, уверенное исполнение Л. А. Рославлевой партии Авроры и актерскую игру В. Ф. Гельцера в роли феи Карабос. В целом сочетание сказки с балетом сочли анахронизмом. Балет «Раймонда» того же Петипа, перенесенный на сцену Большого театра через год, вызвал аналогичную реакцию. Горский и сам понимал, что копирование петербургских образцов для Москвы не подходит...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект