Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Первый поезд на Покровском радиусе. Станция «Курская». 1938 год. Фотография В.П. Гребнева
Очерки истории Московского метрополитена №8 (368) Август 2021 Подписаться

Пробный поезд. односводчатая безопорная станция 1938 год. Фотография Л.А. Великжанина

Официальное открытие Московского метрополитена вылилось в трехдневные торжества. Главные деятели стройки получили высокие награды. Хрущев, Старостин и Шаширин оказались в числе 37 лиц, удостоенных ордена Ленина. Ротерт получил орден Красной Звезды. Орденами Красного Знамени и Почетными грамотами ЦИК СССР наградили десятки рабочих-ударников, инженеров, архитекторов. Высшей почести удостоился «главный прораб» — Каганович: его имя было присвоено Московскому метрополитену.

14 мая на торжественном заседании в Колонном зале Дома Союзов Сталин выступил с речью, впервые транслировавшейся по радио. Каганович в своем эмоциональном выступлении заявил: «На примере наших крупных строек — Днепростроя, Магнитостроя, Кузбасса, Метростроя и сотен других — очевидно, что новый правящий класс, класс пролетариев, уже перестал быть грязным и некультурным. <…> Социалистическое государство может позволить себе архитектурное сооружение, которое стоит дороже, но зато обеспечивает населению удобство, лучшее самочувствие и художественное удовольствие».

Следующий день, 15 мая 1935 года, стал официальным днем рождения Московского метрополитена: в 6 часов 50 минут двери станций распахнулись для пассажиров, и началось регулярное движение поездов. Первым купил билет в кассе мастер завода «Красный пролетарий» Латышев. Всего за тот памятный день метрополитен перевез 350 тысяч пассажиров. На улицах гремела музыка, над городом кружил гигантский агитационный самолет «Максим Горький» (всего через несколько дней машина разобьется в страшной катастрофе вместе со всеми пассажирами и экипажем).

16 июня торжества продолжились. С самого утра до позднего вечера колонны демонстрантов проходили по улице Горького (Тверской). С балкона Моссовета их приветствовали Хрущев и Булганин.

Как мы помним, на заре строительства предполагалось к концу 1935 года проложить 58,4 километра линий метро. Построить в рамках первой очереди удалось лишь 11,3 километра. Линия, названная Кировской в честь недавно погибшего партийного лидера, вместе с Арбатским ответвлением включала в себя 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская».

Пуск первой очереди метро не переломил в одночасье тяжелую транспортную ситуацию в Москве. В 1935 году подземка перевезла 41 миллион пассажиров, в то время как трамвай — без малого 2 миллиарда. Но это оказалось судьбоносным началом. Столица получила мощнейший ресурс развития. Пожалуй, именно с данного момента просто большой растущий город стал превращаться в современный мегаполис. Первая, экспериментальная очередь определила вектор дальнейшего совершенствования метрополитена, на ней были найдены и обкатаны его основные технические и архитектурно-художественные решения, родилась легенда и всемирная слава московского метро...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект