Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Соотечественники
Автор: Виктор Аркадьевич Бердинских
Осип Эмильевич Мандельштам
«Певец нелицемерный» №8 (368) Август 2021 Подписаться

Прием в масонскую ложу нового члена. С гравюры

Много острых словечек, афоризмов, шуток Кострова гуляло по Москве. Между тем оды приносили ему все меньше лавров. Мастерство не убывает, а общественного отклика нет. Ермил Иванович пытается разобраться в причинах, изменить русло своего творчества, но... он поэт на жалованье и обязан творить в заданном стиле. Словно глядя на него, написал Гаврила Романович Державин эпиграмму:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту;

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Уж если сановный и богатый дворянин Державин ощущал себя подобной птичкой, то поэт из мужиков и подавно.

В 1770–1780-х годах похвальные оды теряют первенствующее место в лирической поэзии — хотя и пишутся еще в изобилии, но уже не удовлетворяют ни читателей, ни самих авторов. В данной связи отметим исключительную поэтическую чуткость Ермила Ивановича к новому. На протяжении десятилетия он совершил впечатляющую эволюцию, последовательно отразившую этапы развития русской литературы второй половины XVIII века. Начав как верный ученик Ломоносова, Костров вскоре легко усвоил принципы школы Хераскова, а затем в 1780-х годах столь же легко принял великие литературные реформы Державина и в конце жизни стремительно двигался в русле сентиментализма и предромантизма.

С 1783 года Костров пишет все меньше од, предпочитая называть их эпистолами, посланиями, песнями. Этот год стал для него, как и для всей русской поэзии, переломным: появилась державинская «Фелица», принятая многими как манифест литературного новаторства. Костров откликнулся стихотворным посланием к автору:

Наш слух почти оглох от громких лирных тонов,

И полно, кажется, за облаки летать,

Чтоб, равновесия не соблюдя законов,

Летя с высот, и рук и ног не изломать.

Хоть сколь ни будем мы стараться

В своем полете возвышаться,

Фелицыны дела явятся выше нас.

Ей простота приятна в слоге,

Так лучше нам, по сей дороге

Идя со скромностью, к ней возносить свой глас.

<…>

Признаться, видно, что из моды

Уж вывелись парящи оды…

Завершается послание многозначительными словами: «Путь непротоптанный и новый ты обрел».

Да, Державин влил в жанр оды свежую струю, разрушил застывшие формы. Однако число сочинителей, писавших по старинке, в 1780–1790-х годах не уменьшилось...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект