Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
30.11.2020
Место памяти
Автор: Юрий Федорович Махрин
Обелиск с мемориальной доской у Кутузовской избы
«Отъ Москвы 2 версты» №12 (360) Декабрь 2020 Подписаться

«Отъ Москвы 2 версты», — извещает исторический артефакт, притаившийся между деревьями небольшого сквера рядом с шоссе Энтузиастов близ станции метро «Площадь Ильича». Это верстовой столб XVIII века, чудом сохранившийся до наших дней. На камне выбита дата его «рождения» — 1783 год. В 1974-м он был взят под государственную охрану. Время от времени ветерана облагораживают реставраторы. Последнее «омоложение» состоялось в 2014-м. Но сегодня, через шесть лет, столб вновь выглядит далеко не лучшим образом.

Направляясь к памятнику, расспрашивал местных жителей, где он стоит. И стар и млад пожимали плечами: «Древний каменный верстовой столб? Впервые слышу». А я-то думал, к нему проложена туристская тропа. Ибо тут экскурсоводу точно было бы о чем поведать и москвичам, и приезжим.

У сооружения нет дощечки с его «родословной». А жаль.

Верста — русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). Употреблялась в Российской империи для межевания и определения расстояния между населенными пунктами.

Сложен этот дорожный знак из нескольких блоков песчаного камня. На старинных рисунках и фотографиях верстовые столбы увенчаны остроконечными конусными навершиями. Наверняка имел его и наш столб, однако ныне оно утрачено.

Здесь, у Рогожской Заставы, в старину начинались три дороги. Одна из них — печально знаменитая Старая Владимирка, по ней вели в Сибирь осужденных. В 1783-м это был край Москвы, граница города — Камер-Коллежский вал. В указанном году власти решили установить верстовые столбы (попросту — вёрсты) из песчаника на всех 16 заставах Первопрестольной. Установили. Сохранился только этот, в начале Старой Владимирки?

Даже при советской власти жило пришедшее из глубины веков поверье, что если положить на версту правую руку и загадать желание, оно непременно сбудется. Ныне к столбу никто не подходит.

От какого места Москвы отмерили строители столба «две версты»? На сей счет существует множество версий, однако к определенному общему мнению исследователи пока не пришли. К тому же обелиск в советское время передвинули ближе к Москве на несколько десятков метров.

Верстовые столбы (вехи) на трактах начали устанавливать в XVI веке — согласно предписанию судебника царя Федора Иоанновича (1589): «И по тои дороги ставить вехи». Позже Петр I повелел делать вёрсты из дерева «крашеными и подписанными цифрами» — они выстроились в XVIII столетии вдоль всех главных дорог империи. Тогда же родилась загадка: «Нем и глух, а счет знает» (верста). Народ окрестил такие дороги столбовыми.

Первые верстовые столбы появились в Москве в 1667 году на пути от Калужской заставы до резиденции царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Были они высокие — до 4 метров. Отсюда выражение «с коломенскую версту» — так стали называть долговязых людей...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (360) Декабрь 2020 В этом номере :
«Дух Москвы сохранится…» Одно из последних интервью Владимира Брониславовича Муравьева (1928–2020)
«Братство по мысли, по сердцу» О творческих и дружеских отношениях поэта Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960) и литературоведа, писателя Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954)
Калитники Об этой исторической местности столицы
Ученый, археолог и великий историк Москвы* К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
Две судьбы О художниках Дмитрии Михайловиче Краснопевцеве (1925–1995) и Ярославе Николаевиче Манухине (1925–2017)
«Отъ Москвы 2 версты» О чем напоминает старинный верстовой столб
Декабристы в Москве Статья Владимира Брониславовича Муравьева «Декабристы в Москве»